суббота, 4 марта 2017 г.

Автомобильный мультиметр DT-832. Как пользоваться



С недавних пор в помощь автолюбителям на смену контрольной лампочке пришли недорогие компактные цифровые мультиметры. Так, что такое мультиметр?
М.Видео
Мультиметр - это многофункциональный (от слова "мульти"), универсальный прибор, который совмещает в себе функции вольтметра, амперметра и омметра. Тоесть, позволяет измерять напряжение и силу переменного и постоянного тока в сетях, а также сопротивление проводников.
Наряду с этими основными функциями мультиметр также имеет множество дополнительных, в зависимости от модели и цены устройства. Например, такие функции, как термощуп, режим прозвона цепей, режим проверки диодов и транзисторов, конденсаторов, функция памяти и другие.
Для автолюбителя, обычно, используемые функции ограничиваются режимом прозвона и вольтметром.

Рассмотрим наиболее распространенный и доступный мультиметр, и используемый мною, DT-832 под брендом ТЕК.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html
Рис.1
Цифра 832 говорит нам о том, что прибор имеет звуковую индикацию целостности цепи - очень полезную функцию. Также в эту серию входят DT-830 - не имеет звуковой индикации, DT-838 - имеет дополнительный термощуп для измерения температуры поверхности или жидкости.
Прибор позволяет проводить измерения при температуре от 0°C до +40°C, хотя мне приходилось делать измерения и в -20°C. Точность измерений +-1%.
Стоит также упомянуть, что данный прибор выпускается под различными брендами, хотя, по сути, начинка там везде одинаковая (Китай же).
Так, в комплект поставки входит - сам мультиметр, два измерительных щупа к нему и инструкция. Источник питания - батарейка на 9В типа "Крона" находится уже внутри устройства, кстати, для ее замены придется снимать заднюю крышку.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html
Рис.2 Щупы уже "доработаны"😊
Данный прибор позволяет нам измерять силу только постоянного тока до 10 Ампер, постоянного напряжения до 1000 Вольт, переменного напряжения до 750 Вольт, сопротивления до 2000 килоОм, а также исправность диодов и транзисторов, имеется функция генератора сигнала 5В 50Гц (радиоэлектронщики поймут, а нам это не особо нужно).

http://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html
Рис.3 Корпус довольно хрупкий
Мультиметр оснащается защитой от перегрузок в виде плавкого предохранителя на 200мА 250В, также находящегося в корпусе.


http://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html
Рис.4 Пайка неплохая
Инструкции как таковой нет, лишь перечисление параметров устройства.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html
Рис.5 Очень много технических терминов
Так, что мы видим на панели прибора?


https://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html

Во-первых, это ЖК дисплей отображающий результаты измерений, под ним находится многопозиционный переключатель режимов и пределов, три гнезда под щупы, а также гнездо для проверки транзисторов.
В самое нижний разъем под обозначением «СОМ» вставляется черный "отрицательный" щуп, два верхних предназначены для красного "положительного".
«VΩmA» - среднее гнездо, используется для измерения напряжения, сопротивления и силы тока до 500mА, то есть до предела 200mA на шкале переключателя. Эта линия находится под защитой предохранителя.
«10A» - нижнее гнездо, используется только для измерения силы тока в пределах от 200mA до 10А. Не находится под защитой предохранителя, что значит при превышении порога в 10А устройство может выйти из строя - попросту сгореть.
Теперь перейдем к измерениям. Но сначала одно важное правило: если вы не знаете примерной величины измеряемого параметра тока, то начинаем с наивысшего предела (не касается измерения сопротивления). 

http://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html
Рис.7
1. Измерение переменного напряжения
В этом режиме мы можем, например, измерить напряжение сети в обычной бытовой розетке. Так как, мы знаем, что напряжение в сети должно быть около 220В, то ставим переключатель на предел 750В, иначе у нас сгорит предохранитель. Подключаться следует параллельно к выводам, как показано на схеме (Рис.7), с потребителем или без. В нашем случае просто вставляем щупы в отверстия розетки.
Ни в коем случае не дотрагивайтесь до металлических частей щупа, а также удостоверьтесь что их изоляция не повреждена! 

http://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html
Рис.8 Не прикасайтесь к концам!
Как мы видим, на данный момент напряжение в сети составляет около 245 В, что находится у верхней границы нормы для бытовых сетей. В соседнюю розетку можно, например, подключить чайник или утюг, чтобы измерить как падает напряжение под нагрузкой.

2. Измерение постоянного напряжения
Как мы знаем постоянное напряжение у нас присутствует в аккумуляторах, обычных батарейках, зарядных устройствах и блоках питания. Все это мы можем измерить аналогичным образом, как и при измерении переменного тока. Однако, тут уже следует соблюдать полярность, иначе дисплей покажет "отрицательные" значения. Такая функция мультиметра также позволяет находить нам провода с "+" или "-".

http://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html
Рис.9 Правильное и "неправильное" подключение
В случае с автомобилем можем смело выставлять переключатель в предел 20В и измерить напряжение в бортовой сети автомобиля, на клеммах аккумулятора, выходах генератора или же его падение под нагрузкой.

3. Измерение силы постоянного тока
Сила тока измеряется только при подключенном потребителе, т.е. под нагрузкой. Щупы мультиметра подсоединяются последовательно в разрыв цепи ДО потребителя.
Ни в коем случае нельзя подсоединяться напрямую к розетке или АКБ - мультиметр сразу выйдет из строя!
Для примера определим силу тока в цепи состоящей из 1,5В батарейки и индикаторной отвертки с лампочкой. Для этого устанавливаем наивысший предел 10А, красный щуп переставляем в верхнее, силовое гнездо. Разрываем цепь и один щуп подключаем к плюсовому "+" выходу батарейки, а второй к вводу лампы - показывает значение 0,04 А, теперь понижаем предел и получаем более точное значение 0,4 mА.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html
Рис.10
Хочу заметить, что измерить силу тока в сети 220В мы не сможем, прибор не имеет данной функции.
Измерение силы потребляемого тока позволяет нам, например, рассчитать необходимое сечение провода под дополнительное оборудование в автомобиле.

4. Прозвон цепей и диодов.
В этом режиме мы можем проверить участки цепи на обрыв, а также исправность диодов и светодиодов.
Измерения, как и в случае с проверкой сопротивления, проводятся при отключенном источнике питания. Для поиска обрыва подключаем один щуп к одному концу или точке цепи, а второй к другому, при этом, если цепь исправна мы услышим характерный звуковой сигнал и дисплей покажет околонулевые значения падения напряжения. Если где-то есть обрыв, то звуковой сигнал не прозвучит, а на дисплее будет циферка "1" в левом углу -  означает "сопротивление стремится к бесконечности", т.е. цепь разомкнута.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html
Рис.11 12mВ - падение напряжения на спирали лампы
При проверке диодов этим режимом мы можем выяснить пробит ли диод, а также величину падения напряжения в нем - ключевой параметр исправности.

http://autovazremont.blogspot.com/2017/03/multimetr-dt-832.html
Рис.11 Диод не пробит, падение напряжения в норме
В заключение хотел бы дать некоторые советы по выбору автомобильного мультиметра:
1. Выбирайте модель со встроенной звуковой индикацией, очень помогает.
2. С наличием плавкого предохранителя, который можно заменить, иначе устройство можно считать одноразовым, ошибки все равно будут.
3. С прорезиненным корпусом.
4. Желательно с выдвижной подставкой. 
Но для первого ознакомления подойдет и самый простенький, чтобы не жалко.
Aliexpress INT 
Подписывайтесь на блог! Удачи на дорогах!

Поделитесь заметкой с друзьями!